Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ОП ДО МБДОУ «Детский сад №4»
Поиск новых эффективных методов и форм образования дошкольников – одно из приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации. Одной из таких форм, на наш взгляд, является сетевая форма реализации образовательных программ, о которой говорится в Законе «Об образовании в РФ» (273-ФЗ, глава 2, статья 15, пункт 1). А именно: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
В настоящее время дошкольное учреждение, принявшее решение об организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями, сталкивается со следующими проблемами:
– неоднозначное понимание в педагогическом сообществе того что такое «сетевая форма реализации образовательных программ»;
– недостаточная нормативно-правовая основа для организации сетевого взаимодействия;
– отсутствие механизмов организации сетевого взаимодействия;
– необходимость разработки единой программы для сети образовательных организаций.
ФГОС ДО 2.11.2.: Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Изучив образовательные потребности родительской общественности, мы приступили к налаживанию сотрудничества с теми образовательными организациями, которые находятся в шаговой доступности к нашему детскому саду. Следующим этапом было разработка, совместное обсуждение договоров сотрудничества и перспективных планов. В настоящее время МБДОУ «Детский сад №4» осуществляет сетевое взаимодействие (на основе договора) со следующими организациями:
– МБОУ СОШ № 20 им. В.Г.Рязанова;
– МБУК «Дом культуры 1 мая» филиал «КСК Возрождение»;
– МОУ ДО «Музыкальная школа №1»;
- МБУК "Централизованная библиотечная система" Балахнинского муниципального района Большекозинская поселковая библиотека филиал №2.
Сетевое взаимодействие является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), формируемой участниками образовательных отношений, с учётом специфики социокультурных условий. Поэтому сетевое взаимодействие построено в логике структуры ООП ДО и имеет целевой, содержательный и организационный разделы.
Целью ДОУ в установлении сетевого взаимодействия является расширение форм и возможностей ДОУ для эффективной реализации ОП ДО. Для реализации цели намечены задачи:
– расширение форм и возможностей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии дошкольников;
– укрепление сотрудничества между педагогами ДОУ, семьями воспитанников и социальными партнёрами;
– создание условий для дальнейшего развития выпускников ДОУ;
– создание условий для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.
Организация сетевого взаимодействия дает следующие результаты:
– взаимодействие с социальными партнёрами способствует расширению представлений дошкольников в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии;
– совместные мероприятия вызывают у детей активный интерес, живой отклик, способствуют осуществлению поддержки детской инициативы;
– сотрудничество педагогов, родителей и социальных партнёров стало осознанным и результативным;
– полученный родителями опыт взаимодействия с социальными партнёрами в области художественно-эстетического развития способствует дальнейшему (за рамками детского сада) развитию детей;
– открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя) способствует осознанному выбору родителями Программы школьного обучения и учителя, а также успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе; снятие тревожности у родителей по поводу поступления детей в первый класс;
– результатом доброго партнёрства является, защищённость мира детства.
Сетевое взаимодействие в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников:
Социальные партнёры |
Содержание |
Формы и методы сотрудничества |
МБОУ СОШ № 20 им. В.Г.Рязанова |
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие базовых качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для успешного развития личности ребёнка.
|
*совместные мероприятия дошкольников и школьников;
*экскурсии дошкольников в школу;
*встречи педагогов ДОУ с педагогами МБОУ СОШ ;
*встречи педагогов МБОУ СОШ с родителями детей ДОУ;
*посещение НОД учителями;
*посещение уроков воспитателями |
КСК "Возрождение", музыкальная школа,
МБУК «Централизованная библиотечная система» Балахнинского района,
МБУК «Балахнинский музейный историко-художественный комплекс"
ГБУК НО «Нижегородская государственная филармония им. М.Ростроповича»
Театр кукол «Фантазия»,
«Надежда»,
"Зазеркалье"
|
Цель реализуется через содержание, направленное на:
*усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
*развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками и детьми постарше;
*становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
*развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и детьми постарше;
*формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;
*формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на дороге;
*формирование ценностно- смыслового восприятия и понимания словестного, музыкального, изобразительного искусства
|
Игровые программы,
литературные гостинные,
интерактивные познавательные программы,
театральные представления, спектакли,
концертные программы, лекции
|
Творческий коллектив КСК "Возрождение
в гостях у ребят с познавательно-игровыми программами

Тематические литературные гостинные, проводимые сотрудниками поселковой библиотеки открывают мир художественной литературы, фольклорных произведений.
Сотрудники музея им. Плотникова МБУК «Балахнинского музейного историко-художественного комплекса"
рассказывают детям о народных художественных промыслах Нижегородской области , приобщаю к народным традициям.

Творческий коллектив ГБУК НО «Нижегородская государственная филармония им. М.Ростроповича»
в гостях с музыкальными спектаклями

Нижегородские театральные коллективы " Зазеркалье", "Новая сказка", "Надежда"в спектаклях рассказывают детям о том, что такое хорошо, что такое плохо, ка бережно относиться к игрушкам, как правильно переходить дорогу, какая бывает дружба и многое другое. Ростовые куклы, живые актеры, взаимодействие во время спектякля героев со зрителями, все это очень увлекательно, особенно для маленького зрителя.

